Поиск

Создан человек из поспешности

Создан человек из поспешности (Часть №1)
Создан человек из поспешности (Часть №2)

О рабы Аллаха, о верующие! Наш Создатель говорит в Своем Писании:

خُلِقَ الْإِنسَانُ مِنْ عَجَلٍ

«Человек создан из поспешности».

(Коран, сура «Пророки», 21 аят 37)

И говорит Аллах (пречист Он и возвышен) в другом месте Своего Писания:

وَيَدْعُ الْإِنسَانُ بِالشَّرِّ دُعَاءَهُ بِالْخَيْرِ وَكَانَ الْإِنسَانُ عَجُولًا

«И человек молит о зле так же, как молит о благе. Поистине, человек торопливый».

(Коран, сура «Ночной перенос», 17 аят 11)

Аллах (пречист Он и возвышен) говорит, что человек создан из поспешности, то есть такова природа человека. И говорит, что человек торопливый (‘аджюль) – это его качество.

В Коране во многих местах Аллах (пречист Он и возвышен) упоминает об этой вещи – поспешности, торопливости. В тридцати семи местах Аллах (пречист Он и возвышен) упоминает это качество и везде порицает его, за малым исключением. Такое качество, как торопливость, поспешность, укореняется в человеке, и во многих душах людей оно есть. Люди торопятся в своих словах и поступках – это беда. Это действительно очень опасная беда. И очень мало из людей, которые могут уцелеть от этого. Мало людей, которые обладают противоположными качествами, такими как благоразумие, терпеливость, привычка удостоверяться, осмотрительность. Они подумают, прежде чем что-то сказать или сделать. Можно увидеть, что человек, которому присуща поспешность, говорит прежде, чем узнает, отвечает прежде, чем поймет, хвалит прежде, чем попробует, порицает после того, как похвалил, решается на что-то прежде, чем подумает, или начинает что-то делать прежде, чем твердо решится. И всё время его постигает сожаление, и он лишается благополучия, поэтому арабы говорили и называли поспешность матерью сожаления, т.е. источником сожаления.

Человек, который имеет в себе такое качество, как поспешность, когда видит что-то, что ему нравится и хочется, думает, что это хорошо, и спешит это получить. Или, наоборот, когда он думает, что что-то плохо для него, то спешит это оставить. Бывает даже так, что человек просит у Аллаха (пречист Он и возвышен) зло и проклинает своих детей или своих близких из-за поспешности, когда его сын, или дочь, или ребенок, или кто-то из близких что-то сделал, что ему не нравится. Поэтому Аллах (пречист Он и возвышен) говорит:

وَيَدْعُ الْإِنسَانُ بِالشَّرِّ دُعَاءَهُ بِالْخَيْرِ وَكَانَ الْإِنسَانُ عَجُولًا

«И человек молит о зле так же, как молит о благе. Поистине, человек торопливый».

(Коран, сура «Ночной перенос», 17 аят 11)

Когда человек поспешно что-то делает, прежде, чем наступит время для этого, как правило, это портит все дела. А наоборот, если будет спокойствие, неторопливость, рассудительность, осмотрительность, выверение и благоразумие – это из похвальных вещей и великих качеств, которые любит Аллах (пречист Он и возвышен), и Аллах (пречист Он и возвышен) доволен этим. И Аллах (пречист Он и возвышен) дает за эти качества то, что не дает через другие качества. Такие вещи, как обдумывание, и осмотрительность, и правило сначала удостовериться и подумать о последствиях, к которым это приведет, – это качества людей знания и благоразумия. Это качества религиозных и мудрых людей. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

السَّمْتُ الحَسَنُ والتُّؤَدَةُ والاقتصادُ جزءٌ من أربعةٍ وعشرينَ جُزءًا من النبوةِ

«Благое поведение, неторопливость и умеренность — это одна из двадцати четырех частей пророчества». (Приводит ат-Тирмизи (2010) и ат-Табарани (1017))

Пречист Аллах (СубханаЛлах), эти качества, в том числе неторопливость и осмотрительность, — это из качеств пророчества, то есть это из качеств, которые были присущи пророкам и посланникам Аллаха. Значит в этом хадисе побуждение для нас брать пример с пророков и украшаться такими похвальными качествами, как рассудительность и неторопливость. Аллах (пречист Он и возвышен) Своему Пророку Мухаммаду (да благословит его Аллах и приветствует) в нескольких местах в Коране приказывает не торопиться. Аллах (пречист Он и возвышен) говорит:

فَاصْبِرْ كَمَا صَبَرَ أُولُو الْعَزْمِ مِنَ الرُّسُلِ وَلَا تَسْتَعْجِل لَّهُمْ

«Терпи, как проявляли терпение обладатели решимости из посланников. И не спеши в отношении них».

(Коран, сура «Барханы», 46 аят 35)

Когда к Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) прибыла делегация племени Абдилькъайс, там был человек ащ-Щаджа’ Абдилькъайс. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал ему, когда увидел, как он себя ведет и что он говорит:

«إِنَّ فِيكَ خَصْلَتَيْنِ يُحِبُّهُمَا اللهُ: الْحِلْمُ، وَالأَنَاةُ»

«Поистине, в тебе есть два качества, которые любит Аллах, – благоразумие и неторопливость». (Приводит Муслим (25))

«الأَنَاة» (аль-ана) – это отказ от торопливости. Это осмотрительность и обдуманность действий и слов.

«الْحِلْم» (аль-хильм) – это рассудительность, выдержанность и учет последствий.

И сказал Пророк (да благословит его Аллах и приветствует):

التَّأنِّي مِن الله، والعَجَلة مِن الشَّيطان

«Спокойствие (неторопливость) от Аллаха, а поспешность от шайтана».

(Приводит Абу Я’ля (7/247), аль-Байхаки (20767), аль-Альбани в «Сахих аль-Джами’» (3011))

Спокойствие, неторопливость от Аллаха (пречист Он и возвышен), потому что эта вещь -часть мудрости, а Аллах (пречист Он и возвышен) говорит, что мудрость — это великий дар, который Он дает, кому пожелает из Своих рабов. И говорит Аллах (пречист Он и возвышен):

وَمَن يُؤْتَ الْحِكْمَةَ فَقَدْ أُوتِيَ خَيْرًا كَثِيرًا

«А кому дана мудрость, тому дано великое благо».

(Коран, сура «Корова», 2 аят 269)

А, наоборот, поспешность от шайтана, потому что это из наущений шайтана. Шайтан специально мешает человеку подумать, рассудить, задуматься о том, какие будут последствия, и заставляет его спешить, и приводит человека к убытку. Значит, поспешность – это из наущений шайтана.

Некоторые виды проявления поспешности.

Поспешность (аль-‘аджаль) выражается во многом, и у нее есть много проявлений. Упомянем некоторые проявления поспешности, чтобы нам предостерегать себя и других от этого.

Первое. Поспешность в отношении каких-то сообщений и новостей.

Поспешное распространение их прежде, чем человек убедится и удостоверится, что это действительно так и есть, что это правда и это достоверно. Человек слышит какую-то новость или сообщение, и летит, и начинает распространять это среди людей, при этом он сам не убедился, не удостоверился в том, так ли это на самом деле или нет, не проявил неторопливости и нужной рассудительности. Тем более в то время, в которое мы с вами живем. Время, когда есть средства связи, и новости распространяются с колоссальной скоростью. Отсюда мы с вами должны понимать, как нам необходимо стараться быть неторопливыми и неспешными в таких вещах, как нужно стараться удостоверяться и брать это себе в правило: не спешить при распространении каких-то новостей и сообщений. Особенно, если эти сообщения касаются общей безопасности или общего страха и опасности, касаются паники и так далее, если эти сообщения касаются чести каких-либо людей, особенно каждого мусульманина. На честь мусульманина нельзя посягать, но особенно, если это кто-то из ученых (‘уляма), или кто-то из призывающих к Аллаху (пречист Он и возвышен), или руководителей мусульман, или распространяющих какие-то новости по поводу каких-то государств, или каких-то народов, или каких-то обществ. Человек не знает и говорит: «Вы видели вон там, что делают то-то и то-то, совершают какой-то грех?» «Почему ты это говоришь?! Откуда ты знаешь, что это правда? Где ты это прочел? Ты услышал об этом в новостях?» Да поможет Аллах (Аллахуль-муста’ан)! Вы думаете, что это что-то легкое и неважное, но у Аллаха (пречист Он и возвышен) это страшно и эта вещь велика. Поэтому Аллах (пречист Он и возвышен) предостерегает нас и говорит:

إِذْ تَلَقَّوْنَهُ بِأَلْسِنَتِكُمْ وَتَقُولُونَ بِأَفْوَاهِكُم مَّا لَيْسَ لَكُم بِهِ عِلْمٌ وَتَحْسَبُونَهُ هَيِّنًا وَهُوَ عِندَ اللَّهِ عَظِيمٌ

«И вот вы подхватываете это своими языками и говорите своими устами то, о чем нет у вас знания. И вы думаете, что это что-то простое и легкое, а у Аллаха это велико».

(Коран, сура «Свет», 24 аят 15)

Некоторые люди спешат с распространением каких-то новостей, и разговаривают, и думают, что «ничего, ну, сказал я какое-то слово, ну, подумаешь». Особенно, если это касается чести мусульманина или какого-то мусульманского общества. У Аллаха (пречист Он и возвышен) это не что-то простое. Запомните это! Поэтому обязательно, прежде чем распространять какое-то сообщение, сначала удостовериться и убедиться, что это так и есть, а потом еще подумать, даже если это правда, есть ли вообще польза это распространять. А как узнать: есть польза или нет? Нужно обратиться к людям знания и мудрости и спросить у них. Это первое проявление поспешности, о рабы Аллаха.

Второе. Поспешность в суждении.

Когда человек выносит какое-то мнение или суждение о каких-то людях, или о каких-то словах, или действиях, или о чьих-либо намерениях, он выносит суждение, не изучив тщательно, не проверив. Или он начинает плохо думать о ком-то или подозревать кого-то в чем-то прежде, чем он убедится и удостоверится. Аллах (пречист Он и возвышен) сказал:

يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا إِن جَاءَكُمْ فَاسِقٌ بِنَبَإٍ فَتَبَيَّنُوا أَن تُصِيبُوا قَوْمًا بِجَهَالَةٍ فَتُصْبِحُوا عَلَى مَا فَعَلْتُمْ نَادِمِينَ

«О вы, которые уверовали, если придет к вам нечестивец с какой-то вестью, то удостоверьтесь. Иначе вы можете навредить каким-то людям по незнанию, а потом будете сожалеть о том, что вы сделали».

(Коран, сура «Комнаты», 49 аят 6)

Третье. Торопливость без знания, когда человек разговаривает о религии Аллаха (пречист Он и возвышен).

Он по своей поспешности возводит какую-то ложь на Аллаха (пречист Он и возвышен), говоря об Аллахе (пречист Он и возвышен) без знания. Да поможет Аллах (Аллахуль-муста’ан)! Это страшно! Люди сегодня легко раздают фетвы: «Хочешь фетву? На, получи от меня фетву. По любым самым глобальным вопросам я тебе дам фетву. По вопросам политики дам фетву». Человек дает фетву, хотя у него и не просят ее, и он не человек для выдачи фетв или свидетельствует о чем-то не зная.

А предшественники (саляфы) этой общины (уммы) были не такие. Начиная от сподвижников, а потом таби’инов, они очень боялись давать фетву. Они медлили и не спешили дать ответ на какой-то религиозный вопрос, они к этому вопросу подходили очень щепетильно и очень строго. И они перекидывали ответ на кого-то другого, друг на друга. Придет человек и спросит у него что-то про религию, и он говорит: «Иди у того спроси, он лучше знает». Перекидывали друг на друга, а сейчас человек злится, что не пошли к нему, а к кому-то другому спросить: «Почему не ко мне? Я более знающий, ко мне должно быть больше уважения».

От Абдуррахмана ибн Аби Лейля приводится такое сообщение, он говорит: «Я застал сто двадцать сподвижников Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), и среди них не было ни одного, который бы не отказывался от передачи какого-то хадиса, если знал, что его брат вместо него расскажет его». Каждый из них, если рассказывал какой-то хадис, хотел, чтобы это сделал вместо него кто-то другой, потому что боялся ошибиться, когда будут говорить о религии Аллаха (пречист Он и возвышен).

Четвертое. Проявление поспешности в семейных вопросах.

В любом доме и в любой семье есть какие-то проблемы. Если человек спешит при решении этих проблем, то иногда из-за самых пустяковых вопросов происходит трагедия – развод между супругами. Муж дает развод и начинает очень сильно сожалеть: «Почему я дал развод?» — потом начинает искать: может быть найдется кто-то из людей знания, кто даст ему фетву, что этот развод недействительный и можно жену вернуть. И так он три раза дает развод и каждый раз ищет того, кто ему среди ученых объявит, что его развод не действителен. Аллаху Акбар! Если ты будешь далек от спешки и торопливости, то тогда не будет у тебя этих проблем, с позволения Аллаха (пречист Он и возвышен).

Поэтому посмотрите на завещание Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), и мало кто, на самом деле, выполняет его. Он сказал:

اسْتَوْصُوا بالنِّساءِ؛ فإنَّ المَرْأَةَ خُلِقَتْ مِن ضِلَعٍ، وإنَّ أعْوَجَ شَيءٍ في الضِّلَعِ أعْلاهُ، فإنْ ذَهَبْتَ تُقِيمُهُ كَسَرْتَهُ، وإنْ تَرَكْتَهُ لَمْ يَزَلْ أعْوَجَ، فاسْتَوْصُوا بالنِّساءِ

«Послушайте мой совет и хорошо относитесь к женщинам. Женщина создана из ребра, а самое кривое — это его верхушка. Если ты попытаешься сделать это ребро абсолютно ровным, как тебе хочется, то ты сломаешь его (это значит развод), а если оставишь его, то оно останется вот таким кривым. Послушайте мой совет и хорошо относитесь к своим женам». (Приводит аль-Бухари (3331) и Муслим (1468))

Пятое. Поспешность при вождении автомобиля.

Это нужно отметить, потому что многие люди, особенно молодые, гоняют с большой скоростью, нарушая правила дорожного движения. Это может привести их к гибели, ввергает их в риск. Это подвергает риску людей и причиняет вред другим. Сколько происходит аварий и всяких происшествий из-за того, что люди ездят на машинах с большой скоростью. А на самом деле, если человек нарушает правила и гоняет на автомобиле, это означает бросать себя своими руками к смерти. И удивительно, что те, которые быстро ездят на автомобилях и гоняют, как правило, из тех людей, которые больше других теряют время и проводят его впустую. Как правило, так бывает.

Шестое. Торопливость проявляется в поклонении человека Аллаху (пречист он и возвышен).

Бывает, что торопливость так укореняется в человеке, что это отражается на его поклонении Аллаху (пречист Он и возвышен). Человек из-за своей поспешности не выполняет обязательное (уаджиб), или делает что-то, что является запретным (харамом), или когда совершает омовение (вуду). Сколько людей спешат, и не моют тщательно органы, и остаются какие-то сухие места, и не промывают между пальцами?! Сколько таких людей? Много.

Однажды Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) увидел людей, которые, совершая омовение (вуду), мыли ноги, и у них на пятках остались сухие пятна. И Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) увидел это и сказал:

وَيْلٌ لِلأَعْقَابِ مِنَ النَّارِ

«Горе пяткам от адского огня!» (Приводит Муслим (242))

А сколько людей, которые в своих намазах спешат?! Человек совершает намаз, отстукивает земные поклоны (суджуды), как будто бы он петух или ворона, которая клюет.

Однажды пришел человек в мечеть, и совершил намаз, и подошел к Пророку (да благословит его Аллах и приветствует), и сказал: «Ассаляму ‘алейкум». Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) ответил на салям и сказал:

ارْجِعْ فَصَلِّ فَإِنَّكَ لَمْ تُصَلِّ

«Иди и переделай свой намаз, потому что ты не совершил намаз!»

Человек пошел, сделал еще раз, вернулся, и Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) отправил его во второй раз. Он вернулся снова, и Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) отправил его в третий раз. Потом человек пришел и говорит:

«О Посланник Аллаха, я просто не знаю другого намаза и поэтому вот так и делаю». И Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) тогда научил его, что намаз должен совершаться размеренно, спокойно, человек должен закрепляться в земном поклоне (суджуде), в поясном поклоне (руку’). (Приводит аль-Бухари (757))

Однажды Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) увидел другого человека, который не делал полностью поясной поклон (руку’), а земные поклоны (суджуды) быстро отстукивал. И Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал ему:

مَنْ مَاتَ عَلَى هَذَا، مَاتَ عَلَى غَيْرِ مِلَّةِ مُحَمَّدٍ، يَنْقُرُ صَلاتَهُ كَمَا يَنْقُرُ الْغُرَابُ الدَّمَ، إِنَّمَا مَثَلُ الَّذِي يَرْكَعُ وَيَنْقُرُ فِي سُجُودِهِ

«Если этот человек умрет в таком состоянии, в котором он сейчас находится, то он умрет не на религии Мухаммада. Он отстукивает в своем намазе поясные поклоны (суджуды), как ворон клюет кровь». (Приводит Ибн Хузейма (665) и аль-Байхаки (2406))

Седьмое. Поспешность в вопросе следования за имамом.

Обратите на это внимание, о рабы Аллаха! Как часто люди совершают эту ошибку. Имам установлен в намазе для того, чтобы за ним следовать. Имама нельзя опережать и в то же время нельзя ждать, пока имам уже закончит этот столп (рукн) и перейдет к другому. И опаздывать нельзя, и опережать имама нельзя. А вместе с имамом делать тоже

неправильно. Нужно делать то, что называется «мутаба’а», т.е. имам перешел в следующий столп (рукн), потом человек сразу переходит. Перешел в поясной поклон (руку’), встал в поясной поклон, затем человек начинает вставать в поясной поклон. Он перешел в земной поклон (суджуд), положил лоб на землю, потом человек приходит в движение, не раньше этого, потому что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

إنَّما جُعِلَ الإمَامُ لِيُؤْتَمَّ به، فلا تَخْتَلِفُوا عليه، فَإِذَا رَكَعَ، فَارْكَعُوا، وإذَا سَجَدَ فَاسْجُدُوا

«Имам для того сделан, чтобы за ним следовать, не противоречьте ему. Если он произнес такбир, тогда и вы произносите такбир, если он встал в поясной поклон (руку’), тогда вы переходите в поясной поклон (руку’), если он перешел в земной поклон (суджуд), потом вы переходите в земной поклон (суджуд)». (Приводит аль-Бухари (722))

Требуется следование (мутаба’а), а некоторые люди опережают имама и в поясном поклоне (руку’), и в земном поклоне (суджуд). А как поступали сподвижники? Как это правильно? Поверьте, мало кто это делает правильно, и здесь люди спешат. Сподвижник Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) Бара ибн ‘Азиб (да будет доволен им Аллах) говорит: «Я не видел, чтобы кто-то из нас (сподвижников) начинал бы наклонять и сгибать свою спину, пока Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) не клал свой лоб на землю. А потом те, которые были за ним». То есть когда уже клал лоб на землю, только потом люди начинали приходить в движение. То же самое касается слова «амин». Не успеет имам еще закончить суру «аль-Фатиха», и люди уже кричат: «Амин!» Нет, подождите, когда имам начнет говорить «а…», тогда и вы тоже начинайте говорить «амин», потому что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) говорит:

إِذَا أمَّنَ الإمَامُ، فأمِّنُوا

«Когда имам говорит: «Амин», — тогда и вы говорите: «Амин»».

(Приводит аль-Бухари (780) и Муслим (410))

Некоторые даже умудряются подняться из поясного поклона (руку’) или из земного поклона (суджуда) раньше имама. А Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) очень строго предупредил и сказал:

أَمَا يَخْشَى أَحَدُكُمْ — أَوْ: لاَ يَخْشَى أَحَدُكُمْ — إِذَا رَفَعَ رَأْسَهُ قَبْلَ الإِمَامِ، أَنْ يَجْعَلَ اللَّهُ رَأْسَهُ رَأْسَ حِمَارٍ، أَوْ يَجْعَلَ اللَّهُ صُورَتَهُ صُورَةَ حِمَارٍ

«Разве не боится тот, который поднимает свою голову раньше имама, что Аллах сделает его голову головой осла и сделает облик его обликом осла».

(Приводит аль-Бухари (691) и Муслим (427))

Восьмое. Поспешность, которая приводит к оставлению поминаний Аллаха (пречист Он и возвышен) после намаза.

Некоторые люди приходят в мечеть, причем зачастую приходят последними, а потом, как только имам сказал: «Ассаляму ‘алейкум уа рахматуЛлахи», — он первый вылетает из мечети, бросает поминания Аллаха (пречист Он и возвышен) (зикры) после намаза и отказывается их совершить. Ладно, если бы у него было какое-то серьезное дело, а ведь, на самом деле, почему выходит? Да не для чего или какая-то пустяковая отговорка, и он сразу выходит из намаза и не совершает поминания Аллаха (пречист Он и возвышен) (зикры). Это тоже из поспешности.

Девятое. Поспешность в вопросе ду’а.

Наверняка, многие из вас в своем сердце находили эту вещь. Когда человек делает ду’а, и обращается к Аллаху (пречист Он и возвышен), и не получает ответ, и начинает спешить и думать: «Ну почему мне не отвечает Аллах?» А Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

يُسْتَجابُ لأحَدِكُمْ ما لَمْ يَعْجَلْ، يقولُ: دَعَوْتُ فَلَمْ يُسْتَجَبْ لِي

«Вам будет отвечено на ду’а, если вы не будете спешить и говорить: «Вот я делаю ду’а и делаю, а мне не отвечается». (Приводит аль-Бухари (6340) и Муслим (2735))

Некоторые люди хотят, чтобы Аллах (пречист Он и возвышен) ответил им после одного ду’а, и они считают, что они должны иметь непременное право получить сразу ответ. А если сразу не получают ответ, тогда они начинают тяготиться этим и оставляют ду’а. Запомните, это и есть из главных причин того, почему не приходит ответ от Аллаха (пречист Он и возвышен).

А еще есть такие, которые спешат в ду’а таким образом, что просят у Аллаха (пречист Он и возвышен) ускорить для них наказание и испытание. Говорят: «О Аллах, дай мне быстро эти наказания и испытания, чтобы я сейчас их прошел». Аллаху Акбар! Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) пришел к одному человеку, который заболел, и увидел, что человек, который был цветущим и нормальным, весь высох и превратился словно в цыпленка (птенчика). И тогда Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) спросил его:

هلْ كُنْتَ تَدْعُو بشَيءٍ، أَوْ تَسْأَلُهُ إيَّاهُ؟

«Может быть, ты обращался с какой-то мольбой к Аллаху или ты что-то просил?»

Тот сказал:

نَعَمْ؛ كُنْتُ أَقُولُ: اللَّهُمَّ ما كُنْتَ مُعَاقِبِي به في الآخِرَةِ، فَعَجِّلْهُ لي في الدُّنْيَا

«Да, о Посланник Аллаха, я говорил: «О Аллах, то, чем Ты хочешь наказать меня в вечной жизни, ускорь для меня сейчас в этом мире».

И Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

سُبْحَانَ اللهِ! لا تُطِيقُهُ -أَوْ لا تَسْتَطِيعُهُ- أَفلَا قُلْتَ: اللَّهُمَّ آتِنَا في الدُّنْيَا حَسَنَةً، وفي الآخِرَةِ حَسَنَةً، وَقِنَا عَذَابَ النَّارِ

«Пресвят Аллах, Ты не выдержишь этого! Почему бы тебе не сказать: «О Аллах, дай нам в этом мире благо и в вечной мире благо и защити нас от адского огня».

(Приводит Муслим (2688))

Мусульманин не должен спешить получить какое-то испытание. Некоторые ищут испытание: «Быстрее бы мне было испытание». Аллаху Акбар! Или мусульманин не должен спешить с наказанием, наоборот, проси у Аллаха (пречист Он и возвышен) избавления и проси благополучия, и счастья для себя в этом мире и в вечном, и благо этого мира и вечного мира.

Похвальная поспешность – это в отношении Аллаха (пречист Он и возвышен) и Его религии.

О рабы Аллаха! Поспешность (аль-‘аджаль) — это вещь порицаемая. Да, в шариате она порицаемая и в пониманиях людей тоже вещь порицаемая. Но есть одна вещь, где спешить – это похвально и хорошо – это спешить с ответом Аллаху (пречист Он и возвышен). Спешить в вопросах вечной жизни и незамедлительно спешить, если услышал приказ Аллаха (пречист Он и возвышен) выполнять его, услышал запрет Аллаха (пречист Он и возвышен) и Его Посланника, оставлять это. Незамедлительно устремляться к деяниям, угодным Аллаху (пречист Он и возвышен). Спешить с этим! Об этом Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

التُّؤَدَةُ فِي كُلِّ شَيْءٍ خَيْرٌ إِلَّا فِي عَمَلِ الْآخِرَةِ

«Отказ от поспешности во всем – это благо, кроме деяний вечной жизни».

(Приводит Абу Дауд (4810))

Мусульманин должен спешить к благому и к совершению блага. Аллах (пречист Он и возвышен) в Своем Писании побудил к этому нас и сказал:

سَابِقُوا إِلَى مَغْفِرَةٍ مِّن رَّبِّكُمْ وَجَنَّةٍ عَرْضُهَا كَعَرْضِ السَّمَاءِ وَالْأَرْضِ أُعِدَّتْ لِلَّذِينَ آمَنُوا بِاللَّهِ وَرُسُلِهِ

«Спешите к прощению от вашего Господа и к Раю, ширина которого подобна обширности небес и земли, который уготован для тех, которые уверовали в Аллаха и в Его Посланника». (Коран, сура «Железо», 57 аят 21)

Поэтому, если вас спросят: «А в чём-то нужно спешить?» – нужно ответить: «Нужно спешить в том, что угодно Аллаху (пречист Он и возвышен) из деяний, спешить с покаянием, если человек совершил грех, а каждый оступается, немедля, сразу покаяться (принести таубу) Аллаху (пречист Он и возвышен)». Это из вещей похвальных. Но ученые (‘уляма) не называют это поспешностью, а называют это как «быстрое устремление к благому (мусараа лиль-хайрат) или опережение других в благом».

Плод поспешности – сожаление.

Какое последствие спешки наиболее явное, и все испытывали его? Это сожаление (надам), которое испытывает человек и думает: «Вот если бы можно было вернуть и не сделать». И человек начинает испытывать сожаление. ‘Амр ибн аль-‘Ас (да будет доволен им Аллах) сказал: «Человек не перестает пожинать такой плод поспешности, как сожаление». Человек сделает что-то, а потом сожалеет об этом, поскольку это заложено в природе человека, если только человек не избавляется от этого, так как сказано:

خُلِقَ الْإِنسَانُ مِنْ عَجَلٍ

«Человек создан из поспешности».

(Коран, сура «Пророки», 21 аят 37)

Это часто бывает, когда человек делает что-то, а потом сожалеет, кроме мусульманина, который борется со своей душой (нафсом), чтобы избавиться от такого качества, как поспешность, и чтобы приобрести такие качества, как благоразумие и осмотрительность. И во всех вопросах он проявляет осмотрительность, в том числе и в словах. В каждом слове, которое произносишь, прояви осмотрительность. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) говорит:

لَا تَكَلَّمْ بِكَلَامٍ تَعْتَذِرُ مِنْهُ غَدًا

«Не произноси какое-то слово, о котором будешь сожалеть завтра».

(Приводит Ибн Маджа, 3381)

Слово, за которое будешь оправдываться завтра. И сказал:

مَنْ كَانَ يُؤْمِنُ بِاللَّهِ وَاليَوْمِ الآخِرِ فَلْيَقُلْ خَيْراً أَوْ لِيَصْمُتْ

«Кто верит в Аллаха и в Последний день, путь либо хорошее говорит, либо пусть молчит». (Приводит аль-Бухари 6475; Муслим 47)

Способы лечения поспешности.

Остается нам только упомянуть о том, как же лечить этот страшный недуг — поспешность?

Первый способ лечения – это осознать, насколько этот недуг опасный. Если человек поймет, что это изначально опасно, то тогда у него будет намерение и решимость избавиться от этого недуга.

Второй способ лечения — это приучать себя к осмотрительности, тренировать себя и свою душу, чтобы не допускать торопливости. То есть каждый раз, когда человек что-то хочет сделать и душа (нафс) зовет его к поспешности, быстрее что-то сделать или сказать, человек должен останавливать себя, думать и размышлять. Только так, нужна тренировка. Просто так это качество от тебя не уйдет, нужно себя приучать. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

إِنَّما العلمُ بِالتَّعَلُّمِ، إِنَّما العلمُ بِالتَّعَلُّمِ ، و إِنَّما الحِلْمُ بِالتَّحَلُّمِ

«Знание приобретается через обучение, а благоразумие (рассудительность) через старание проявлять это благоразумие».

(Приводит шейх аль-Альбани в «ас-Сильсиля ас-Сахиха», 342)

Это не просто так, что лёг спать и утром проснулся знающим. Это происходит через обучение.

Третий способ лечения — это вера в предопределение (аль-къадр) Аллаха (пречист Он и возвышен). Ведь это из плодов предопределения, что человек знает, что всё происходит по предопределению Аллаха (пречист Он и возвышен), ничего не будет, если Аллах (пречист Он и возвышен) не предопределил этого, и непременно будет, если Аллах (пречист Он и возвышен) предопределил это. Так чего же спешить?! Зачем тогда неразумная поспешность?!

Четвертый способ лечения — это упование (тауаккуль) на Аллаха (пречист Он и возвышен). Верить и доверять надо Аллаху (пречист Он и возвышен). Пример тому вещь, от которой страдают сегодня мусульмане этой общины (уммы). Многие люди, особенно молодые, не могут проявить терпение в отношении испытаний, которые постигают мусульман. Они хотят побыстрее избавиться от той слабости и притеснений, в которых находятся мусульмане. Они проявляют спешку и не хотят ждать помощи от Аллаха (пречист Он и возвышен). Они не хотят делать то, что приказал Аллах (пречист Он и возвышен), и делать так, как делали пророки Аллаха. Они хотят получить сразу величие и победу и не хотят идти путем пророков, которые начинали с того, что терпеливо призывали людей к Таухиду (Единобожию), к тому, чтобы они искренне поклонялись только своему Творцу и отказались от поклонения лжебогам, от ширка, чтобы они устремились к Аллаху (пречист Он и возвышен) и Его Раю, к поклонению Одному Всевышнему Творцу. Пророки терпеливо воспитывали людей в Таухиде, годами привязывали их сердца к Аллаху (пречист Он и возвышен). Они заповедовали терпение и упование. Они воспитывали людей, покорных Аллаху (пречист Он и возвышен) и неукоснительно следующих Сунне Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). Вот это воспитание и очищение людей.

Но теперь появляются молодые люди, которые говорят: «Ну, что это? Метод пророков чересчур медленный. Долго это». И поэтому они, отвергая принцип постепенности, последовательности и своевременности, начинают объявлять всякие фейковые халифаты, эмираты и завлекать молодежь куда-то, объявлять то, что они называют джихадом. Но, на самом деле, это джихадом не является, потому что не отвечает критериям и условиям, которые установил шариат. Они начинают с того, чем пророки заканчивали, и поэтому они навлекают беду, и еще большую слабость, и проблемы и на себя, и на общину (умму) мусульман. И в итоге ни Исламу не приносят пользы, ни врагу ущерба. Шейх аль-Ислям ибн Таймийя, да помилует его Аллах, сказал:

لَا الْإِسْلَامَ نَصَرُوا وَلَا الْأَعْدَاءَ كَسَرُوا

«Ни Исламу не помогают, ни врагу не вредят». (См. «Маджму’а аль-Фатауа», 253/9 – 254)

Пятый способ лечения — просто нужно посмотреть на свой опыт. У тебя же есть свой жизненный опыт, когда ты поспешил, а потом пожалел, что так сделал. Или учись на ошибках других. Посмотри, как люди спешат, а потом из-за поспешности лишаются благого исхода.

Запрещенная и страшная поспешность.

Есть одна поспешность, которая является запрещенной и страшной! Очень важно упомянуть это. Это упоминается в конце не потому, что это неважно, а, напротив, чтобы вы запомнили это и обратили на это внимание. Многие люди хотят быстро получить наслаждения, и удовольствия, и удовлетворить свои страсти, делая это запретным путем. Они хотят получить запрещенные удовольствия, чтобы получить их уже в этом мире. А ведь тот, кто в этом мире пользуется запрещенными удовольствиями, лишится их в вечном мире. Знайте, о рабы Аллаха! Либо их будет меньше, либо человек лишится вообще удовольствий вечного мира.

Шестой способ лечения — нужно верить в Судный день и в вечную жизнь. Вот в чем проблема! У тебя проблема с верой в Судный день и в вечную жизнь. Ты, наверное, слабо веришь в то, что Аллах (пречист Он и возвышен) уготовил для терпеливых и богобоязненных из наслаждений в Раю и в то, чем угрожает Аллах (пречист Он и возвышен) ослушникам.

Седьмой способ лечения. Если ты посмотришь на наслаждения этого мира, то ты поймешь, что это такое. Во-первых, они мимолетные; во-вторых, они неполные, т.к. человек все равно не испытывает полного удовольствия в этом мире и не может. А еще после этого приходят боль и куча проблем.

О рабы Аллаха, поспешность (аль-‘аджаля) – порицаемое и скверное качество, но есть противоположность ему, и она тоже плохая. А это когда человек пассивный и небрежный и когда откладывает на потом. Когда мы предостерегаем от поспешности, это не значит, что мы призываем к пассивности, небрежности, к лени и к тому, чтобы откладывать дела на потом. Нет! Должна быть середина и умеренность, поэтому и говорит Пророк (да благословит его Аллах и приветствует):

الاقتصادَ جزءٌ مِن خمسةِ وعشرين جزءًا مِن النُّبُوَّةِ

«Умеренность является одной из двадцати пяти частей пророчества».

(Абу Дауд 4776, Ахмад 1/296)

Всем нам нравится такое качество, как смелость. А что такое смелость? Ведь смелость – это середина между трусостью и безрассудством. Всегда середина – это благо. Такое прекрасное качество, как щедрость, – это середина между жадностью и скупостью, с одной стороны, и расточительностью, с другой стороны.

«اللَّهُمَّ اهدني لِأَحْسَنِ أَحْسَنِ الْأَخْلَاقِ لَا يَهْدِي لِأَحْسَنِهَا إِلَّا أَنْتَ وَقِنِي سَيِّئَ سَيِّئَ الْأَخْلَاقِ لَا يَقِي سَيِّئَهَا إِلَّا أَنْتَ»

«О Аллах, веди нас к наилучшим нравственным качествам. Никто не наставит нас к ним, кроме Тебя. И отврати, и защити нас от скверных и дурных нравственных качеств, потому что никто не отводит их, кроме Тебя». (ан-Насаи (896) и аль-Байхаки (2446))