Поиск

Колдовство — из величайших преступлений. Сплетни — один из видов колдовства.

Колдовство — из величайших преступлений.
Сплетни — один из видов колдовства.

Колдовство — из величайших преступлений

О верующие рабы Аллаха! Из великих грехов и страшных преступлений – деяние, которое называется “ас-сихр”, т. е. колдовство.

В аятах Корана и в хадисах Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) великие угрозы в адрес тех, которые занимаются колдовством.

Что такое колдовство (сихр)?

Колдовство (сихр) – это различные действия в виде завязывания узелков, дутья и поплевывания на эти узелки, взаимодействия с шайтанами (дьяволами), чтение разных заклинаний для того, чтобы принести вред. И этот вред бывает разным.

Колдовство может убить, может вызвать болезнь, колдовство может разлучить мужа и жену, принести многие другие вредные последствия. Но, конечно, мы знаем с вами, что всё, что происходит на небесах и на земле, конечно же, происходит по предопределению Аллаха (пречист Он и возвышен).
И Аллах (пречист Он и возвышен) говорит о колдовстве в Коране:

وَمَا هُم بِضَارِّينَ بِهِ مِنْ أَحَدٍ إِلَّا بِإِذْنِ اللَّهِ

“Но они посредством этого могли причинить вред не иначе, как только с дозволения Аллаха”

(Коран, сура «Корова», 2:102)

Только по предопределению Аллаха (пречист Он и возвышен).

О рабы Аллаха! Мы должны знать с вами одну вещь, что человек не может стать колдуном не иначе как путем отказа от веры. Чтобы стать колдуном, он должен стать неверующим, забросить Коран, отбросить, отказаться от Книги Аллаха (пречист Он и возвышен). Он непременно должен начать поклоняться шайтану и дьяволам.

И Аллах (пречист Он и возвышен) указывает на этот смысл в Коране.

وَلَمَّا جَاءَهُمْ رَسُولٌ مِّنْ عِندِ اللَّهِ مُصَدِّقٌ لِّمَا مَعَهُمْ نَبَذَ فَرِيقٌ مِّنَ الَّذِينَ أُوتُوا الْكِتَابَ كِتَابَ اللَّهِ وَرَاءَ ظُهُورِهِمْ كَأَنَّهُمْ لَا يَعْلَمُونَ. وَاتَّبَعُوا مَا تَتْلُو الشَّيَاطِينُ عَلَى مُلْكِ سُلَيْمَانَ وَمَا كَفَرَ سُلَيْمَانُ وَلَكِنَّ الشَّيَاطِينَ كَفَرُوا يُعَلِّمُونَ النَّاسَ السِّحْرَ

“А когда пришел к ним посланник от Аллаха, подтвердивший истинность того, что есть у них из писания, то вот часть из тех, кому даровано писание, отбросила писание за спину, как будто они не знают его. И последовали за тем, чему учили дьяволы людей во времена Сулеймана. Но сам Сулейман не был неверующим и не занимался колдовством, но дьяволы были неверующими и обучали людей колдовству”.

(Коран, сура «Корова», 2: 101-102)

О рабы Аллаха! Колдун (сахир) – неверующий в Аллаха (пречист Он и возвышен).

Аллах (пречист Он и возвышен) говорит:

وَمَا يُعَلِّمَانِ مِنْ أَحَدٍ حَتَّى يَقُولَا إِنَّمَا نَحْنُ فِتْنَةٌ فَلَا تَكْفُرْ

“Они никого не обучали колдовству, пока не говорили: “Мы только испытания, не становись неверующим!”

(Коран, сура «Корова», 2:102)

(Речь идет о двух ангелах, которые были в Вавилоне).

Значит человек, который изучает колдовство и практикует его, является неверующим.

О рабы Аллаха! Колдун никогда не обретет счастья.

Аллах (пречист Он и возвышен) говорит:

وَلَا يُفْلِحُ السَّاحِرُ حَيْثُ أَتَى

“И не достигнет счастья (успеха) колдун, где бы он ни был”

(Коран, сура «Та ха», 20:69)

Колдуны – из тех людей, которые больше всего сеют порчу (фасад) на земле.

Аллах (пречист Он и возвышен) говорит в Коране:

قَالَ مُوسَى مَا جِئْتُم بِهِ السِّحْرُ إِنَّ اللَّهَ سَيُبْطِلُهُ إِنَّ اللَّهَ لَا يُصْلِحُ عَمَلَ الْمُفْسِدِينَ

“Муса (сказал по поводу колдунов): “То, что вы совершаете, – это колдовство, и Аллах (пречист Он и возвышен) сделает его тщетным. И Аллах никогда не даст успеха и никогда не приведет в порядок дела тех, кто сеет порчу”.

(Коран, сура «Йунус», 10:81)

Колдун – тот, кто сеет порчу (муфсид) на земле.

Колдовство – это то, что разрушает семьи, которые пребывают в благоденствии, рушит процветающие дома, разлучает любящих друг друга людей, раскалывает общество, которое находится в безопасности.

Колдовство – это то, что разрушает веру, то, что расшатывает иман. Колдовство никогда ничего хорошего для людей не приносит. Колдун никогда не может принести людям что-то хорошее, от него исходит только огромный вред, великое зло как для человека по отдельности, так и для целого общества.

О рабы Аллаха! У колдунов есть признаки, и их нужно знать, чтобы не попасться на удочку.

Первый признак: когда человек обращается к колдуну, он сразу спрашивает его имя и имя его матери. Либо даже не спрашивает, а уже сразу, как только человек пришел, говорит ему: “Тебя зовут так-то, мать твою зовут так-то, у тебя такая-то проблема или какой-то недуг, от которого ты страдаешь”.

Второй признак: колдун бормочет какие-то слова, произносит какие-то неясные вещи. Могут быть какие-то заклинания, непонятные выражения. И это бормотание и произнесение неясных слов – из качеств колдуна.

Третий признак: колдун просит человека принести ему что-то из личных вещей или какую-то часть тела человека: волосы, ноготь. Что-то принести от человека, в отношении которого он хочет совершить колдовство.

И это только некоторые признаки колдунов, а на самом деле этих признаков много.

О рабы Аллаха! Мы должны с вами знать одну вещь: мусульманин, который верит в Аллаха и верит в вечную жизнь, ни за что и никогда не должен обращаться к колдуну. Даже если цель человека – пойти к колдуну, чтобы снять колдовство. Всё равно нельзя!

Ни под каким предлогом ты не должен обращаться к колдуну, о раб Аллаха!

Если ты обращаешься к колдуну, на самом деле ты продаешь свою религию, потому что колдун никогда не удовлетворится, он никогда не поможет тебе просто так, без того, чтобы не заставить тебя совершить что-то, что является приближением к дьяволам и является поклонением шайтану. Всегда так. Он тебя заставит что-то сделать. Может быть, как часто это бывает, он скажет: “Зарежь какое-то животное. Но только не произноси имя Аллаха, зарежь без “бисмиЛлях”. Это может быть петух, это может быть курица, это может быть даже крыса или мышь. Зарежь!” Может также сказать: “Сделай это в определенном месте. Не везде, а именно в этом месте”. Может сказать: “Возьми и кровью этого животного выпачкай что-то, какое-то место. Или возьми и сам обмажься этой кровью” и так далее.

Он тебя толкает на действия, которые, по сути, являются многобожием (ширком), поклонением шайтану. А это из тех вещей, которые строго запретил шариат Аллаха. И Аллах (пречист Он и возвышен) строго-настрого предостерег нас. И сказал Пророк (да благословит его Аллах и приветствует): “Далеко будьте от семи вещей губительных”. И назвал среди этих губительных грехов – сихр, то есть колдовство.

О рабы Аллаха! С человеком случается такой период, когда его постигают какие-то неудачи, или болезни обрушиваются на человека одна за другой. И он все время болеет, или с ним случаются какие-то бедствия, несчастья, и все это друг за другом. И это ослабляет человека морально. Человек становится слабым морально. И происходит так, что он начинает слушать людей и поддается уговорам людей, которые говорят ему, что есть один дедушка или один мужчина, или есть один экстрасенс, который всем помогает, или есть одна бабушка, которая всем помогает. И человек слушает. А он слаб сейчас, поддается уговорам и обращается к таким людям, которые занимаются неизвестно чем. Или даже он знает, что тот занимается колдовством, но человек сам себя успокаивает внутренне, говорит сам себе: “Ну я ж в таком состоянии сейчас, что мне делать?! Я уже все испробовал, ничего мне не помогает. Ведь я же не хочу плохого, я же не хочу причинить кому-то зло. Я просто хочу избавиться от колдовства, которое меня постигло”.

О раб Аллаха! Разве мусульманину, верующему в Аллаха и в Судный день, подобает ради того, чтобы избавиться от какой-то проблемы, продавать свой иман, продавать свою религию, продавать свое вероубеждение (акъиду)?! Это же самое великое зло – продать свою веру.

Как может мусульманин быть довольным тем, чтобы, опираясь на какие-то мнимые предположения, на какие-то ложные утверждения, что якобы колдовство может избавить от проблем и снять с тебя другое колдовство, продавать свою религию?!

О рабы Аллаха! Давайте будем бояться Аллаха (пречист Он и возвышен). Давайте будем помнить, что Аллах (пречист Он и возвышен) наблюдает за нами всегда, что бы мы ни делали.

Мы должны знать с вами, что исламский шариат запретил колдовство в любом виде из-за того великого вреда, который оно приносит. И самый великий вред колдовства – это то, что колдовство разрушает религию.

Но мы с вами должны знать, что этот шариат не оставил нас без средств для спасения и защиты. Вместо этой чуши или всяких несостоятельных мер, которые нам предлагают: сходить к колдуну и решить свои проблемы, – Аллах (пречист Он и возвышен) даровал нам великие способы защиты от колдовства и лечения от колдовства.

Перво-наперво запомни, о раб Аллаха! Это твое Единобожие (Таухид), и устремись к Аллаху (пречист Он и возвышен) с мольбой (ду’а). Пусть это будет горячая мольба, пусть это будет настойчивая мольба, пусть это будет мольба от сердца смиренна. Ибо Аллах (пречист Он и возвышен) сказал:

وَإِذَا سَأَلَكَ عِبَادِي عَنِّي فَإِنِّي قَرِيبٌ أُجِيبُ دَعْوَةَ الدَّاعِ إِذَا دَعَانِ فَلْيَسْتَجِيبُوا لِي وَلْيُؤْمِنُوا بِي

“Если спрашивают тебя обо Мне рабы Мои, то Я близок и отвечаю на мольбу того, который ко мне обращается”

(Коран, сура «Корова», 2:186)

Попроси Аллаха! Устремись к Аллаху (пречист Он и возвышен)! Аллах избавляет от всех бед. Не сомневайся в этом!

Что еще тебе надлежит делать!? Читай Коран! Не забрасывай чтение Корана! Особенно читай суру “аль-Бакара”, потому что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: “Читайте суру “аль-Бакара”, потому что взять ее – это благодать, а оставление чтения суры “аль-Бакара” – это сожаление. И не могут одолеть колдуны ее. Дом, в котором читается сура “аль-Бакара”, бежит оттуда шайтан”.

Еще из великих аятов, которые нужно читать для защиты от колдовства и лечения от него – это аят аль-Курси. Аят аль-Курси – самый великий аят в Коране. Тот, кто будет читать аят аль-Курси утром, будет под защитой Аллаха (пречист Он и возвышен) до вечера. Кто вечером прочтет аят аль-Курси, будет под защитой Аллаха (пречист Он и возвышен) до утра. Когда ложишься спать, тоже читай аят аль-Курси, потому что тогда будет подле тебя защитник от Аллаха до самого утра, и к тебе не сможет приблизиться ни один шайтан.

Что еще, о раб Аллаха? Это последние два аята суры “аль-Бакара”. Тот, кто прочитает последние два аята суры “аль-Бакара” на ночь, это защитит его и избавит от всякого плохого, от всякого зла.

И, конечно же, каждый из нас знает суру “аль-Ихляс”, суру “аль-Фаляк” и суру “ан-Нас”. Читай эти три суры по три раза утром и вечером, и это – защита.

Также не забывай про утренние и вечерние зикры, которым научил нас Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) и зикры, которые после намазов.

Еще что?! Очень важно! Защита от колдовства и от всякого зла – это выполнение того, что Аллах (пречист Он и возвышен) вменил тебе в обязанности (фарды). Бережно соблюдай и выполняй фарды – это защита! Особенно пять намазов. А из пяти намазов – особенно утренний намаз. Если это мужчина – в джама’ате, коллективный утренний намаз.

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) говорит: مَنْ صَلَّى الصُّبْحَ فَهُوَ فِى ذِمَّةِ اللَّهِ “Кто совершает утренний намаз, тот под защитой Аллаха (пречист Он и возвышен)”. (Этот хадис передали Малик 1/152-153, Ахмад 1/58, 68, Муслим 656, Абу ‘Авана 2/4, Абу Дауд 555, ат-Тирмизи 221. См. «Сахих ат-таргъиб ва-т-тархиб» 415, «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 6342).

А еще: избегай грехов! Избегай то, что запретил Аллах (пречист Он и возвышен)!

И это – из причин защиты и спасения, по дозволению Аллаха (пречист Он и возвышен)!

И просим Аллаха (пречист Он и возвышен) уберечь всех нас, всех мусульман от зла злодеев и преступников.

Сплетни — один из видов колдовства

О рабы Аллаха! Есть один вид колдовства, а многие люди даже не знают о том, что это вид колдовства. И это действие не является колдовством в привычном смысле, но оно может причинить вред не меньше, а иногда даже больше, чем простое колдовство.

Абдуллах ибн Масуд (да будет доволен доволен им Всевышний Аллах) передает, что однажды Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) спросил людей:

أَلا أُنَبِّئُكُمْ ما العَضْهُ؟

«Сообщить ли мне вам, что такое аль-адъх?» (Арабы называют словом аль-адъх колдовство.)

И ответил:

هي النَّمِيمَة القالة بين النَّاس

«Это сплетни, перенесение разговоров между людьми».

Этот хадис передал Муслим (2606).

Колдовство приводит к расколу, к разобщению, к ссорам, к ненависти между людьми. Вот также и перенесение разговоров и сплетен (намима) вызывает вражду между людьми. Поэтому это из великих грехов (аль-кябаир), и поэтому мы должны остерегаться этого.

Аллах раскрыл Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) участь двух людей, которые лежали в могилах. Было сообщено Пророку (да благословит его Аллах и приветствует), что они мучаются. Из-за чего мучаются? Один из них мучается из-за того, что переносил разговоры между людьми. Этот хадис передали аль-Бухари (1378) и Муслим (292).

Эта вещь, перенос разговоров (услышал тут – передал туда, пришел сюда – рассказал, что услышал там), пречист Аллах (субхана Ллах), — это болезнь у многих людей, это страсть, перенос разговоров одних людей другим. Человек хочет показаться хорошим там, тут, приходит к этому, говорит: «Такой-то сказал про тебя то-то», приходит к тому, говорит: «Этот сказал про тебя это».

Нельзя! Правда это или неправда, говорилось или не говорилось — нельзя передавать. Не думайте, что если это правда, то можно передать. Нет. Хоть правда, хоть неправда. Это из великих грехов. И Аллах (пречист Он и возвышен) строго-настрого запретил слушать таких людей — сплетников, которые переносят разговоры. Аллах (пречист Он и возвышен) сказал:

ولا تطع كل حلاف مهين * هماز مشاء بنميم

«Не подчиняйся всякому (и не слушай его), который много клянется, презренному, издевающемуся (насмехающемуся), который ходит и распространяет разговоры между людьми (настраивает людей друг против друга, переносит разговоры для того, чтобы вот так разобщить людей, поссорить друг с другом)».

Коран, сура «Письменная трость», 68:10-11.

Аллах (пречист Он и возвышен) говорит:

وَيْلٌ لِّكُلِّ هُمَزَةٍ لُّمَزَةٍ

«Горе всякому хулителю, поносителю».

Коран, сура «Хулитель», 104:1.

Кто это такие? Кто это те — хумаза, люмаза, о которых Аллах (пречист Он и возвышен) говорит, что им горе? Ибн Аббаса (да будет доволен им Всевышний Аллах) спросили, кто это такие, что Аллах суру начал упомянуть с того, что им горе. Он сказал: «هم المشاءون بالنَّمِيمَة، المفرِّقون بين الأحبَّة — это те, которые ходят и переносят (разговоры и) сплетни и разлучают (разобщают) любящих (друг друга людей)».

Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

إن أبغضكم إلي المشاؤون بالنميمة المفرقون بين الأحبة الملتمسون للبراء العنت

«Самые ненавистные из вас для меня – это те, которые ходят и переносят разговоры, разлучают любящих друг друга людей, которые ищут у невинных людей какие-то недостатки (какие-то пороки) (доставляют им сложности, портят, отравляют им жизнь, марают невиновных, чистых людей своими разговорами)». Этот хадис передал Ахмад (27052), шейх аль-Альбани назвал его достоверным.

Нет, наверное, среди вас никого, кто не знает суру «аль-Масад» в Коране. Аллах (пречист Он и возвышен) в этой суре говорит про то, что стало с Абу Ляхабом (его мучения в Аду) и с его женой. А что сказано про его жену?

وَامْرَأَتُهُ حَمَّالَةَ الْحَطَبِ

«Его жена – носильщица дров».

сура «Пальмовые волокна», 111:4.

Почему она носильщица дров в Аду? Толкователи (муфассиры) Корана разъясняют, что эта женщина, жена Абу Ляхаба, была известна тем, что ходила и переносила сплетни, разговоры между людьми и вот так ссорила людей друг с другом, и эти сплетни, перенос разговоров названы дровами. И там, в Аду, ей будут дрова. Почему? Потому что благодаря дровам разгорается пламя, а благодаря сплетням разгорается вражда между мусульманами и ненависть, потому что в сердце человека сплетни вызывают, воспламеняют эту ненависть и вражду. И вот так же и дрова, о рабы Аллаха.

О рабы Аллаха! Сказал Пророк (да благословит его Аллах и приветствует):

من كان ذا لسانين في الدنيا جعل الله له يوم القيامة لسانين من نار

«У кого два языка в этом мире, тому Аллах сделает два языка из (Адского) огня в Судный День». Этот хадис передали Абу Дауд (4873) и ад-Дарими (2764), шейх аль-Альбани назвал его достоверным.

Что значит два языка? Приходит сюда, делает вид, что он твой близкий, доброжелатель, говорит тебе: «Сказали вот так и так», потом идет туда с другим языком и там начинает говорить: «Вот так и так сказали». Два языка у него. Вот как у него здесь два языка, там, в том мире, у него будет тоже два языка, но это будут два языка из Адского огня, да упасет Аллах (пречист Он и возвышен).

Хасан аль-Басри сказал: «Знай, что, если кто-то переносит тебе чей-то разговор, будь уверен, что он и от тебя тоже переносит разговор. Приходит к тебе и говорит, что такой-то сказал про тебя так-то и так-то. Знай, что он от тебя уйдет и перенесет то, что слышал у тебя. Поэтому будь осторожен: не поддавайся этому человеку».

Хузейфе ибн аль-Йаман (да будет доволен им Всевышний Аллах), сподвижнику Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), сказали про одного человека, предостерегли, что он передает разговоры, что он сплетник, более того, он доносчик. Он слушает, а потом идет и рассказывает вышестоящим, что подслушал тут и там, передает вышестоящим эти разговоры. И вот когда Хузейфа ибн аль-Йаман сидел с людьми в мечети, подошел этот человек и присел возле него. И Хузейфа ибн аль-Йаман специально громко, чтобы этот человек слышал, сказал:

«Я слышал, как Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

لاَ يَدْخُلُ الْجَنَّةَ قَتَّاتٌ

«Не войдет в Рай сплетник (переносчик разговоров)»». Этот хадис передали аль-Бухари (6056) и Муслим (105).

Субхана Аллах! Что же это за грех такой, что из-за него человек в Рай не может войти, о рабы Аллаха?! Ведь это указывает на то, что это из страшных грехов, что это великий грех (кябира), хоть многие из нас считают это чем-то незначительным и неважным. И в этом хадисе указание на то, что, наоборот, мы должны мирить, примирять мусульман друг с другом. Не старайтесь поссорить, не старайтесь прийти и сказать: «Про тебя эти сказали так, а те про тебя сказали так». Примиряйте людей, о рабы Аллаха. И этот хадис указывает на то, что нельзя шпионить, вынюхивать, выведывать. Для чего? Чтобы потом поссорить людей друг с другом. Человеку, к которому пришли к человеку, принесли какую-то сплетню, какой-то разговор и сказали: «Про тебя говорят то-то и то-то»… Запомните: Если к вам пришли и говорят это, то вы обязаны сделать шесть вещей:

1. Не верьте этому человеку, потому что он нечестивец (фасикъ), а Аллах (пречист Он и возвышен) запретил верить нечестивцам. А сколько сегодня таких сплетников (наммамов)?!

2. Ты должен этому человеку запретить делать это, сказать: «Не переноси разговоры, не ссорь людей, не настраивай их друг против друга». Если этот человек один раз услышит наставление, второй раз услышит, третий раз услышит, может быть, он образумится, может, он испугается. По крайней мере, он испугается того, что о нем пойдет слава, что он сплетник (наммам).

3. Ненавидь этого человека за эту его черту, за его качество сплетника, потому что Аллах (пречист Он и возвышен) ненавидит это. А то, что ненавидит Аллах, то ненавидит и раб Аллаха.

4. Ни в коем случае не думай плохо про того человека, про которого тебе рассказали. Думай про него хорошо. Это обязанность.

5. О раб, то, что тебе передали чей-то разговор, пусть не заставит тебя совершить грех немалый, тоже большой грех, а именно выведывание, слежка, разузнавание (таджассус), потому что некоторые люди, когда им говорят, что про него сказали так-то и так-то, начинают ходить, выяснять, кто сказал, что сказал, когда сказал. Идет к этому человеку и говорит: «Ты сказал про меня…» Или ему говорят: «Там, в этом собрании, сидел еще такой-то человек, он тоже присутствовал». И он идет к этому человеку и говорит: «Правда, что вот так про меня сказали?» Не нужно выслеживать, не нужно заниматься разузнаванием и выведыванием. Это грех.

Единственное, когда ты можешь узнать, – это если действительно вопрос какой-то очень важный, который приносит тебе очень большой вред и очень сильно тебя порочит. Но при этом ты должен очень аккуратно выяснить, так, чтобы это не привело к смуте (фитне), не привело к раздорам. Можешь выяснить. А если кто-то просто сказал про тебя что-то неприятное, что тебе не понравилось, — оставь, не верь, думай хорошо о своем брате.

6. И, наконец, не становись соучастником сплетен (намимы). Потому что некоторые не передают, что они сами слышали, а говорят, что такой-то говорит, что он слышал. Когда ты так делаешь, ты тоже становишься таким же сплетником, как и этот человек.

О рабы Аллаха! Исключением из этого правила является одно: передать то, что ты услышал, является очень важным, и в этом очень большая шариатская польза, как например ты услышал, что кто-то хочет напасть на кого-то, или хочет убить кого-то, или хочет ограбить, или хочет своровать, или хочет причинить вред его семье, или ты слышишь, что какая-то группа хочет взорвать где-то что-то. Вот это да, это ты передаешь, сообщаешь, чтобы остановить это зло. И шариатские тексты указывают нам на то, что это можно и даже нужно (уаджиб), даже нужно сообщить, чтобы остановить это зло.

И еще одно я скажу тебе, о раб Аллаха. Как много людей, которые эти сплетни оборачивают в красивую обертку, как будто бы это что-то угодное шариату, и преподносят эти сплетни, как будто это богоугодное деяние. Говорят: «Я специально рассказываю, что говорит такой-то, чтобы он в будущем побоялся рассказывать и заниматься гъибой. Поэтому я рассказываю, чтобы впредь ему было неповадно».

Аллаху акбар! Хочешь удержать человека от злословия (гъибой)? Не так! Не путем передачи его разговоров. Это не метод, и это не путь, о раб Аллах.

И в конце я скажу тебе, о раб Аллаха, то, что сказано в хадисе. Как было бы хорошо, если бы мы с вами соблюдали этот хадис. Сказано:

المجالسُ بالأمانةِ

«Собрания (людей) (если люди собираются для разговоров, то собрания в основе своей строятся на) доверии (амане)». То есть достоинство собрания (маджлиса) оценивается надежностью людей, которые там сидят. Слышишь что-то, говорят люди о чем-то — знай, что это амана. Не передавай эти разговоры. Основа, что это амана, которая возложена на тебя Аллахом (пречист Он и возвышен). Просим Аллаха (пречист Он и возвышен), чтобы Он наставил нас самым лучшим нравственным качествам, потому что никто не наставит нас, кроме Аллаха (пречист Он и возвышен). И просим Его удалить от нас все дурные, скверные нравственные качества, потому что никто не может избавить от них, кроме Него.